(BMW)
Мюнхен, Германия, 1928-
История этой известной баварской фирмы началась в годы первой
мировой войны после объединения двух мюнхенских компаний, выпускавших
авиационные моторы, - "Рапп Моторенверке" (Rapp Motorenwerke) и "Густав
Отто Флюгмашиненфабрик" (Gustav Otto Flugmaschi-nenfabrik). Сначала
фирму называли "Байрише Флюгцойг-верке" (Bayerische Flugzeug-werke), а
с 1917 года - "Байрише Моторенверке" (Bayerische Motorenwerke -
"Баварский моторный завод" или сокращенно БМВ (BMW)).
В первые годы своего существования она выпускала только авиационные
двигатели, разработанные Максом Фрицем (Max Friz). В 1919 году самолет,
оснащенный двигателем БМВ, установил рекорд, поднявшись на высоту 9760
м. Версальским договором Германии запрещалось выпускать вооружение, в
том числе военные самолеты, что нанесло фирме сокрушительный удар и
заставило переориентироваться на выпуск двигателей для грузовиков,
легких судов и мотоциклов, а также стационарных моторов промышленного
назначения.
В 1923 году Макс Фриц и Мартин Штолле (Martin Stolle) построили первый мотоциклетный двигатель.
В 1928 году БМВ приобрела лицензию на легкий двухместный автомобиль
"DA-1", выпускавшийся небольшой фирмой "Дикси" (Dixi) из Айзенаха по
лицензии английского "Остин Севен" (Austin Seven). Выкупив всю фирму
"Дикси" и модернизировав ее автомобиль, БМВ начала серийное
производство этой машины в Айзенахе. Сначала модель называлась
"БМВ-Дикси", а потом просто БМВ.
В 1930 году, в преддверии экономического кризиса, появился более
мощный (18 л.с.) 2-местный вариант "Вартбург DA-3" (Wartburg). БМВ
смогла выпутаться из трудной финансовой ситуации, и с 1931 года одна за
другой появляются новые модели. Сначала родилась серия "AM" с
4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 782 см3 мощностью 20 л.с., заменившим 15-сильный агрегат.
В 1933-м Фритц Фидлер (Fritz Fiedler) принял на себя техническое
руководство фирмой. Ему БМВ обязана появлением первого автомобиля
собственной конструкции серии "303", предлагавшегося с закрытым или
открытым кузовом. Одновременно для этой модели разработали первый
6-цилинд-ровый двигатель, положивший начало последующим семействам
таких моторов БМВ. В следующем году выпустили БМВ-315 сб-цилинд-ровым
агрегатом рабочим объемом 1490 см3 мощностью 34 л.с. После
этой модели появилось несколько интересных спортивных машин. Первая из
них, "315/1 Спорт", имела мощность 40 л.с. и развивала максимальную
скорость 120 км/ч. Она принесла фирме первые победы на международных
спортивных трассах.
В 1936 году появился наиболее популярный 6-цилиндровый
верхнеклапанный мотор, предлагавшийся в двух вариантах: на автомобилях
серий "319" и "329" он имел объем 1911 см3 и мощность 40-55 л.с., для следующих серий "320", "321", "326", "327" и "328" объем увеличили до 1971 см3,
а мощность в разных исполнениях - от 45 до 80 л.с. Самые мощные модели
оснащались головкой блока с полусферическими камерами сгорания и
двумя-тремя карбюраторами. К этой серии относятся спортивные БМВ-327 и
БМВ-328 выпуска 1937-1940 годов - "мечта всех автомобилистов" тех
времен. Автомобили неоднократно выигрывали самые престижные и трудные
гонки. Их выпустили всего в 464 экземплярах. Перед самой войной
появился наиболее престижный седан БМВ-335 с 3,5-литровым мотором
мощностью 90 л.с.
Во время войны БМВ вновь выпускала авиамоторы и военное
оборудование. Как пишут западные историки, конец войны стал для фирмы
катастрофой. Ее главный завод в Айзенахе остался в советской зоне
оккупации и был национализирован. На нем некоторое время выпускались
легковые автомобили марки ЕМВ (EMW) по образцу довоенных БМВ. Главное
мюнхенское предприятие было полностью разрушено. Его восстановление шло
с большим трудом, и первой продукцией стали сельхозмашины.
В 1948 году с разрешения оккупационных властей БМВ начала производство мотоциклов с мотором рабочим объемом до 250 см3.
Автомобильное производство восстановили только в 1952 году, а первую
послевоенную модель "501" показали осенью на Франкфуртском автосалоне
1951 года. Этот комфортабельный и просторный автомобиль среднего класса
был создан на шасси довоенной машины серии "326". Он оснащался
6-цилиндровым 2-литровым мотором мощностью 65 л.с.
В 1954 году появилась более комфортабельная модель "502" с 2,6-литровым двигателем V8 мощностью 100 л.с.
Затем увидели свет модели "503", "503 купе" и "507". Мощность
3,2-литрового мотора V8 спортивной модели "507" достигала 165 л.с., а
скорость - 220 км/ч.
Спрос на мощные и дорогостоящие автомобили в послевоенной Германии
был невысок, и БМВ решила заняться выпуском дешевых машин. В 1955 году
появилась простая и очень компактная микролитражная модель по лицензии
итальянской фирмы "Изетта" (Izetta). Она имела 2-местный кузов с дверью
в передней части и оснащалась одноцилиндровым мотором мотоциклетного
типа объемом 246 см3 мощностью 12 л.с. Более просторная 4-местная БМВ-600 с мотором в 582 см3
мощностью 20 л.с. появилась в 1958 году. Серию машин массового спроса
БМВ завершила в 1959 году заднемоторная модель малого класса "700" с
2-дверным кузовом от итальянской фирмы "Микелотти" (Michelotti).
Впоследствии кузова этой фирмы помогли создать внешний облик многих
моделей БМВ.
Серьезный финансовый кризис 1959-1960 годов закончился для компании
удачно - контрольный пакет акций БМВ приобрел мультимиллионер Герберт
Квандт (Herbert Quandt), который поменял руководство компании и
способствовал ее последующему успешному развитию.
Концептуально новый автомобиль среднего класса модели "1500" был
готов уже в 1961 году. Сочетание просторного 5-местного кузова седан,
стремительной внешности, очень удачного 1,5-литрового мотора мощностью
80 л.с. вместе с высокими ходовыми качествами сразу же вывели эту
машину в число лучших среди аналогов. Следом за ней появились модели
"1800", "2000"и "2000 Ti".
В 1964 году выпустили более компактную, но мощную модель "1600" с
2-дверным спортивным кузовом. Через два года (1966 год) эту серию
модернизировали и расширили, а новые модели получили индексы "1602",
"1802" и "2002". Последняя модель оснащалась 4-ци-линдровым 2-литровым
мотором мощностью 100 л.с. и благодаря своей невысокой цене оказалась
весьма популярной среди водителей, предпочитающих активную езду. В
1973-м серию "2002" дополнила модель "2002 Турбо", ставшая первой в
Германии легковой машиной с мотором, оборудованным турбонаддувом.
Успех новых моделей, а также спортивные достижения позволили уже к
концу 60-х создать БМВ имидж, как компании, выпускающей "автомобили для
водителей, получающих радость от езды", Только за 10 лет (1960-1970
гг.) производство машин увеличилось втрое и превысило 160 тысяч штук в
год.
В 1969 году БМВ продемонстрировала новые скоростные модели "2500" и
"2800", которые должны были составить конкуренцию "мерседесам"
S-класса. Эти большие седаны оснащались рядными 6-цилиндровыми моторами
в 150 и 170 л.с., а затем (модели "3,05" и "3,05 купе") - 3-литровыми
двигателями в 180 л.с.
Начало современной гаммы моделей с принятыми сегодня обозначениями
было положено в 1972-м. Именно тогда появилось первое поколение моделей
пятой серии под индексами "520", "520I" и "525i" с 4- и 6-цилиндровыми
двигателями рабочим объемом 2,0-2,5 л мощностью 115-145 л.с. Малый
класс в 1975 году был обновлен еще более успешной третьей серией, в
которую входили модели "316", "318", "320" и "320I". Поначалу все они
оснащались только 4-цилиндровыми моторами рабочим объемом 1,6-2,0 л
мощностью 90-125 л.с.
Семейство моделей шестой серии было представлено скоростными
2-дверными купе на шасси моделей пятой серии. Первую "635CSI" с
6-цилиндровым мотором в 218 л.с. показали на Женевском автосалоне 1976
года. Благодаря сочетанию комфортабельности с выдающимися скоростными
качествами этот автомобиль одно время служил эталоном моделей подобного
класса.
Для конкуренции с "мерседесами" S-класса было создано семейство
моделей седьмой серии, которое появилось летом 1977 года. Машины
сохранили сходство с моделями "2500/2800", но имели большие габаритные
размеры. Первые три модели "728", "730" и "733I" оснащались
6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2,8-3,2 л мощностью 170-197л.с.
Втом же году "тройки" и "пятерки" получили новые рядные 6-ци-линдровые
моторы рабочим объемом 1991 и 2316 см3 мощностью 122 и 143
л.с. В 1977 году увидело свет спортивное купе "М1". Модель выпускалась
в ограниченном количестве. Вслед за "М1" появилась первая серийная
модель с индексом "M535I" (1979 год) с 3,5-литровым мотором в 218 л.с.
Однако настоящим скоростным автомобилем все же была модель "M635CSI"
(1983 год). Она была оснащена высокооборотным 6-цилиндровым мотором в
3453 см3 мощностью 286 л.с., позволявшим развивать скорость
до 255 км/ч. В том же году появилась и первая модель "524td" с
турбонадцувным дизелем мощностью 115 л.с.
В 1981-1982 годах началось производство вторых поколений "пятерок" и
"троек", а в 1988-м и 1990-м - третьих поколений этих моделей, ставших
широко известными во всем мире.
Второе поколение "семерок", потеснивших "мерседесы" S-класса,
появилось в 1986 году. А на следующий год грянула сенсация - премьера
модели высшего класса "750I" с 12-цилиндровым V-образным 5-литровым
мотором мощностью 300 л.с.
Чуть раньше, в 1985-м, третья серия была дополнена спортивной
модификацией с 2,3-литровым мотором в 200 л.с., получившим обозначение
"МЗ". В 1987-м аналогичный вариант появился и в пятой серии - модель
"М5" получила мощный мотор в 315 л.с. и стала одной из самых быстрых в
мире серийных спортивных машин.
В 1988 году выпустили оригинальную 2-дверную открытую модель "Z1", созданную на шасси моделей третьей серии.
В 1989 году семейство "шестерок" заменили на семейство "восьмерок".
Поначалу предлагалась только одна модель "850I" с силовым агрегатом от
"750I".
В 1990 году произошло очередное событие - появление наиболее удачного поколения БМВ третьей серии.
Сегодня компания БМВ производит четыре семейства моделей только
классической компоновки с задними ведущими колесами. Это модели
среднего и высшего классов с кузовами различного типа, оснащенные 4-,
6-, 8- и 12-цилиндровыми моторами.
С 1995 года на американском заводе немецкой фирмы выпускается оригинальная 2-местная модель "Z3".
|